Сегодня чистил снег на даче и в процессе обдумывал любимое мной Собачье Сердце Булгакова. Этоодно из тех произведений, которое можно повернуть как угодно, например, Швондер.
Он еврей, необразован, туп. Куда, казалось бы, более неприятный персонаж!?
Но с другой стороны, он, очевидно, выходец из низов, скорее всего рабочий, делает всё, что в его силах для поддержания дома и людей. Например, не смотря на всё, то самое паровое отопление в доме всё же работает, свет горит. Малограмотному Шарикову, в прошлом безработному Чугункину, он даёт книгу с пропагандистским подтекстом, чтоб Шарик проникся идеями и из простого асоциального пьяницы превратился в полезного члена общества и принялся ковать блага для общества.
Он не отёсан, но он старается действовать культурно.
Дама с журналами, предлагавшая купить журнал в пользу голодающих детей. Она же эти деньги собиралась не в карман положить. Да и предлагала она не только профессору, а всем жильцам дома. Общие собрания с песнопениями - ну кто то в церкви пел, а эти в доме. Общее дело хорошо сплочает коллектив, да и коллективное повторение задалбливает идеи в мозг. И их осуждает профессор, который сам лишён голоса и постоянно фальшиво напевает один и тот же кусок арии из оперы Серенада Дон Жуан.
Сам профессор,хоть и интеллигент, но зарабатывает не очень почтенными вещами - подпольные аборты несовершеннолетним и лечение репродуктивной системы на дому за наличный расчёт, налогов, сдаётся мне, не платит, очень жирно кушает и пьёт в то время, как та же самая машинистка получает копейки и питается солониной в столовке. К тому же, он не брезгует откровенным враньём и подтосовкой фактов, обращается к своей "крыше".
Пёс Шарик тоже не виноват в том, что профессору подвернулся гипофиз именно Чугункина, а не, допустим, профессора Павлова. Выбора ему не оставили. Личность Шарика в Полиграфе Полиграфовиче отсутствует и в нём, как рак-Саккулина пророс Клим Чугункин.
Неоднозначное произведение...